Календарь гонок О проекте Связаться Отчеты

РегистрацияВход В социальных сетях- facebook.com vk.com
Страны проведения марафонов
Главная | Отчеты | Arefjellsloppet | Аре...Эре...Оряфьязлоппет 2015 Добавить отчет

Аре...Эре...Оряфьязлоппет 2015

Непроизносимое шведское название.

Отчет от 3-х участников Владимира и Михаила Житенёвых и Олега Петрова

Володя:

22 марта. Разъезжаемся после Бирки. Ребята едут в аэропорт, мы – дальше на северо-восток. Ехать неожиданно долго, часов 7 (ограничения жесткие, местами скользко, плетемся потихоньку). Приехали в Эстерзунд. Ресепшн в кемпинге работает 3 ч в день Однако ключи нас ждут, все в порядке. Заезжаем. Первое впечатление – некоторое недоумение: одежду или полотенце повесить вообще некуда, о чем думали хозяева, когда заказывали отделку, непонятно. 20 человеко-мест на два санузла и одну кухню с 8 посадочными местами. ОК, располагаемся, готовим ужин… Здорово, что почти никого нет, только в еще одной комнате живут два шведа – как-то получается разойтись. Кемпинг Эстерзунда, апартамент Loke – не рекомендую.

Я, похоже, вчера подмерз и чувствую себя не очень хорошо, и вдобавок в дороге закашлял-зачихал Олег. Бли-ин И так не по себе, да еще чувство вины – затянул человека в поездку, и там его заразил Хреново. Понедельник утро. За окном нудный ноябрьский питерский дождь. Снегом не пахнет. До биатлонного комплекса, как выяснилось, 4 км (я почему-то думал, что кемпинг рядом и мы будем ходить тренироваться пешком, без машины). Весело… Ладно, сколько можно утром спим – и к обеду выходит солнце. Становится чуть веселее. Самочувствие после долгого сна как будто нормальное, решаем сбегать потрусить кроссик. Бежим к комплексу – сколько видно, везде голый лед, все закрыто, один-единственный лыжник пытается ходить классикой без лыжни А нам тут жить еще 4 дня, и хорошо бы с лыжами, иначе бежать Орефьёллз будет вообще тяжело… Ладно, деваться некуда, и главное на сейчас – нам с Олегом скорее выздороветь. Делаем все, что можно…

В итоге оказалось, что на трассе не так уж и плохо, лыжню режут каждый день, и нам удалось нормально докататься все дни. Пару раз сходили погулять в город, очень необычный для нас и симпатичный. Лыжи собирались готовить в четверг, тут меня ждал шок: выяснил, что при лыжно-биатлонном стадионе круглосуточно работает общедоступная бесплатная вакс-кабина! Свет, тепло, вытяжка, столы, станки – заходи и пользуйся, только убирай за собой! Налоги в Швеции высокие, но какие-то положительные результаты это дает. Стадион живет полной жизнью: катаются дети, какая-то местная компания проводит корпоратив на стрельбище (лыжи и стрельба, без шуток!), у старшеклассников – физкультура на лыжах… Эх…

В четверг вечером повалил – именно повалил - снег. Пятница утро. Все засыпано, сантиметров 15, а на завтра по прогнозу солнце! Едем в Оре. Снег так и идет всю дорогу… Добрались, получили номера (процедура несколько нескромно организована в конференц-зале спа-отеля Holiday Club, а назавтра всем участникам будет предоставлен бесплатный доступ в спа-зону. Ну вот, а мы будем в дороге Находим свой кемпинг. Весьма спартанский, но негативного восприятия нет, настроение у всех отличное. Кстати, еще в начале недели мы узнали, что гонку сократили до 47 км и перенесли в Валадален (долина реки Валан).

Субботнее утро. Едем на старт. Делать лыжи на держание по рекомендации Свикс (клистерная основа) я не решился (снег шел до вечера, ночь холодная – казалось бы, вероятность прилипнуть на клистере под 100%), правильно, нет – непонятно, но сделал нам с Мишкой лыжи с твердым грунтом и VR50 в качестве основной мази. Добрались. Поляна довольно компактная, на парковке места вдоволь… Переобулись, побежали на старт. Все уже забито, для того, чтобы в своей группе быть не последними, надо втискиваться куда-то. Разбредаемся, втискиваемся. 09:45 – старт женской элиты, 10:00 – общий для всех остальных. Все вовремя, без задержек. Стартуем. Лыжи в тени едут «на троечку» (думаю, виновата накатка, не сдружившаяся с мелким снегом), однако после первых 5 км выкатываемся на солнце, и скольжение нормализуется, но лыжи держат «на троечку» держат, причем очень быстро «троечка» худеет и держание становится совсем неудовлетворительным. Большая часть трассы накручена по юго-восточному склону сопки, почти все подъемы залиты солнцем, при этом в тени лыжи по-прежнему подтупливают. После болезни сил немного, приходится беречься с самого начала, но первые 20 км еду еще неплохо (правда, Мишка от меня уверенно уезжает). После 20-го начинается восхождение в горы, снова по залитому солнцем склону – 300 м набора за где-то 3 км дистанции. Лыжи уже не держат совсем, здоровье тут же кончается, елкой бежать не могу вовсе. Решаю, что процесс важнее результата. Встаю. Добавляю под колодку VR55. Становится получше, но … потихоньку вылазим выше (деревья кончились, началась тундра), здесь ощутимо холоднее, и лыжи уже цепляют так, что на каждом переломе приходится активно сбивать подлип. Скорость падает дальше некуда, соперники объезжают меня один за одним… Ладно, потихоньку двигаемся дальше. С полчаса петляем в верхней, безлесной зоне сопки, потом длинный-длинный быстрый спуск – и заключительный отрезок где-то чуть больше десяти км с одним душевным (понятно, залитым солнцем) подъемом. Зашагиваю неуклюжей ёлочкой, теряю еще мест десять. Серия спусков, один небольшой (метров 30 по вертикали) теневой подъем, подъем, спуск, финиш! Набегался… После финиша – скромный перекус, душ, и до-олгая дорога в сторону дома.

Две недели в строгой и суровой Скандинавии оставили не совсем однозначное впечатление. С одной стороны – великолепная погода и теплая атмосфера гонок, с другой – довольно скромный по качеству сервис с заумными ценами почти на все. Если после каждой поездки в Италию, Эстонию или Финляндию сюда хочется возвращаться снова и снова, то Швеция и Норвегия таких чувств не оставляют. Бирка – понятно, это ежегодный хадж, но в Оре в ближайшие годы не поеду точно…

Миша:

...стоит вернуться в март 2014 года, когда мы только наметили участие в «Бирке» и ещё ничего не планировали. Тогда поступило предложение продлить наши скандинавские каникулы на неделю и принять участие в Arefjallsloppet - ещё одном классическом марафоне, который пока что не получил статуса must see, но активно продвигается в этом направлении и обещает многое. Отказаться было невозможно.

Сами подумайте: тёплый весенний день, 75 километров замечательно подготовленных трасс по живописным лесам, сопкам и озеру, окружающим Шведский горнолыжный курорт Оре! Забавно, но весенняя лыжная трасса по сопкам горнолыжного курорта не насторожила меня… В общем, во время гонки я был безумно рад тому, что дистанцию сократили до 47 километров (отсутствие снега на озере). Все «тёплые» кошмары, которые я готовился встретить на третьем подъёме «Бирки», поджидали участников на нижней петле трассы и залитых солнцем подъемах с юга на север. До клистеров дело конечно не дошло, но на солнце трассу растопило, и колодка лишь кое-как работала в тени и просто великолепно на верхних петлях маршрута – постепенно я наловчился выбирать для отталкивания тени деревьев там, где это было возможно, переходя на своеобразную иноходь. На южных же подъемах отталкивание ногами без перехода на «ёлочку» казалось абсолютно невозможным, и по началу, пока были силы, они проходились на руках, а впоследствии еле-еле переваливались «ёлочкой». В верхней же части трассы, особенно в тени, начинались незначительные проблемы со скольжением, что с лихвой компенсировалось великолепным держанием (почти все спуски были солнечными). Почти всю вторую половину дистанции мы преодолели вместе со шведом 70г.р. Он рассказывал мне о своих детях и о том, как учит их кататься на лыжах, о планах отдать их в местную спортивную секцию. Оказалось, в феврале мы вместе бежали марафон в Тарту и там он выиграл у меня около пятнадцати минут (а тут мы едем вместе и обоим как-то одинаково не очень хорошо, личный прогресс заметен. Радостно!), правда, перед финишем он убежал от меня на пару десятков секунд. А ведь я уже предвкушал как разделаюсь с ним на финише =(. В любом случае, день принёс ожидаемое наслаждение великолепным настроением, безумно красивыми пейзажами в лесу и тундре на вершинах сопок, замечательным видом на предгорья Nordyggen, красивой медалькой на шее и самым вкусным финишным киселём. Гонка очень понравилась своей организацией, были и хорошее питание (правда, горячего мне почему-то не досталось) и горячий душ в 100м от финиша и парковка на таком же расстоянии от душа.

Олег:

Марафон завершает серию Swixclassic. И судя по трассе, является гораздо сложнее и тяжелее Бирки. 75 километров по горам. Равнины нет совсем, только вверх или вниз. Видео с предыдущей гонки, а снимают-то только лидеров, внушало оптимизм и энтузиазм. О том как бредет «черника» не показывают, а зря!

Начнем по-порядку. Когда летом мы принимали решение о поездке курс евро-доллара-кроны энтузиазма не вызывал. А с нынешним курсом валют поездки на зарубежные марафоны становятся совсем не дешевым удовольствием. Как вам стартовый взнос в 15 тыс.руб.? Швеция, по меткому выражению Володи Житенева, в отличии от Северной Италии не вызывает любовь с первого взгляда. Мы жили сперва в Остерсунде, в кемпинге, где в комнате, кроме двух двухярусных кроватей помещался один столик и один стульчик. В блоке 5 комнат. Кухня и два санузла. Если проводить больше одной тренировки в день, сушить одежду негде. Лыжи готовить негде. И если бы были заняты все 5 комнат, на кухне было бы не протолкнуться. Опыт хождения по горным хижинам, и отличная компания позволяли к этому относиться спокойно.

И снова нам повезло с погодой. В четверг начался снег. Правда организаторы, уже объявили о сокращении гонки с 75 до 47 км. Получается что из трех проводимых раз, они ни разу по полной программе гонку не провели.

В пятницу мы переехали в другой кемпинг поближе к старту. От Остерсунда до старта было 100 км. Кемпинг еще более спартанский. Домик размером меньше чем наш джип: 4 кровати, кухонный уголок. Удобства в 100 метрах. Место где выдавали номера находится в центре знаменитого шведского горнолыжного курорта Оре. Собственно и марафон в честь него назван. При заявке, если не быть внимательным, не поставить галочку что вам не нужен плакат марафона, можно стать обладателем этого шедевра искусства, в стиле 50-х годов стоимостью 400 крон ( 2100-4000 руб, в зависимости от того какой был курс), сейчас 285 крон. Мы кстати, когда гуляли по Оре, нашли целый магазин винтажных сувениров, все выполнены этим художником. Плакаты с горнолыжниками и прочее.

В стартовый пакет за 180 евро помимо номера, чипа и разной макулатуры входила очень показательная вещь. Я бы сказал что она характеризует всю страну. Это кусочек воска от производителя одежды. Которым можно натирать одежду от дождя. Вот где-то в Мире изобретают Gore-tex и другие мембраны и софтшелы. А у нас натуральный воск! Сурово!

Утро перед стартом задалось на славу! Мороз (-8 С) и солнце. Свикс дал рекомендации по смазке почти такие-же как на Бирку. А поскольку у меня остались готовые лыжи, то и париться на эту тему я не стал. На парковке на старте с нас попросили 20 крон: «На поддержку местного спортклуба». Стартовая поляна оказалась меньше чем у нас в Токсово на СКА. Я думал что это будет серьезным ограничением по увеличению числе участников. Но потом, когда со старта все воткнулись в подъём с 4-я лыжнями, а по всей трассе только 2 лыжни, я понял что есть и другие ограничения. Плюс опасные спуски с крутыми поворотами. Это вам не Бирка.

Нас поставили во 2-ю группу (всего 3). Посмотрев на участников, мы встали в первый ряд, не вызвав ни у кого возмущений. Радость, как несутся участники со старта, испытать не довелось. Мы медленно чапали, бережливо пожимая палки. Как подготовить лыжи на гонку где есть лед, снег, плюс, минус? Думаю что лучшее решение ехать no wax. Если есть много сил. Но, говорят, что даже Окланд в этом году ехал на мази. Поэтому ехали на рекомендациях Свикс. Постепенно приноровился: на спуске в правую, более накатанную, в подъемы в левую. Столько елочкой я в жизни не ходил. Второй круг, правая лыжня заглянцована, левая топится на солнце и держит в тени. В тени, толкаемся ногами, на солнце терпим руками. Указатели 24; 17; 14 км до финиша. Проезжаем стартовую поляну, попили, еще 11 км. В гору, с горы, в гору, с горы. 4 км до финиша, пункт питания, это не спроста, до финиша еще не раз в гору, с горы. Все! Финиш! Скажу, что уже к 30-му километру, я ни разу не жалел о том что дистанцию сократили. Набор высоты 780 метров на 47 км.

Наша палата №6, лазарета «Имени Больных на всю голову» неплохо выступила:

Миша Житенёв 69 место 2:59:05

Володя Житенёв 97 место 3:04:50

Олег Петров 112 место 3:08:33

Ни теплого супа, одни какие-то зеленые бананы, энергетики и спонсорский Red Bul. Раз организаторы не предусмотрели дипломов участникам, то мы сделали их сами.

Вывод: у дорогой Вазы появляется не менее дорогой конкурент Аряфьялоппет. Правда не такой фетишизированный. Но зато гораздо более сложный. И с теми-же родовыми травмами.

Напомним, что зарегистрированные пользователи могут добавлять комментарии без ввода личных данных, что ускоряет процесс общения. Войдите на сайт или зарегистрируйтесь.